Авторизація



Головна / Новости / Computer Logic Group
Выдержки из доклада «Требования Укргосстройэкспертизы к проектно-сметной документации с учетом последних изменений в законодательстве»
-

По многочисленным просьбам участников семинара сметчиков 2012 размещаем выдержки из доклада «Требования Укргосстройэкспертизы к проектно-сметной документации с учетом последних изменений в законодательстве», с которым выступил главный эксперт по сметному разделу Филиала ГП «Укргосстройэкспертиза» в Харьковской области Панченко Евгений Константинович.

-


Евгений Константинович Панченко
главный эксперт по сметному разделу
Харьковского филиала
ГП «Укргосстройэкспертиза»

Ориентировочный план доклада:

  1. Постановление Кабинета Министров Украины № 557 от 27.04.2011 об утверждении порядка отнесения объектов строительства к IV и V категориям сложности.
  2. Приказ Министерства регіонального развития, строительства и ЖКХ Украины от 16.05.2011 № 45 в редакции приказа Минрегиона Украины от 23.03.2012 № 122 «Порядок разработки проектной документации на строительство объектов».

    • термины, исходные данные, заказчик строительства, определение класса последствий (ответственности).
  3. Постановление Кабинета Министров Украины № 560 от 11.05.2011 об утверждении проектов строительства и проведения их экспертизы.

    • какие органы утверждают проектно-сметную документацию в зависимости от общей сметной стоимости;
    • какие объекты подлежат обязательной экспертизе (в т.ч. и по сметной документации);
    • сроки выполнения экспертизы;
    • повторная экспертиза.
  4. Письма Минрегиона Украины от 26.06.2012 № 7/17-10487 и от 25.07.2012 № 7/17-12127
  5. Требования к инвесторской сметной документации (объектов I-III категорий сложности, в том числе и на капитальный ремонт), вызванные вышеуказанными официальными документами.
  6. Особенности определения стоимости капитального ремонта, осуществляемого хозяйственным способом.
  7. Определение стоимости экспертизы (предполагаемые изменения).

Сообщение на семинаре сметчиков.

  1. К проектной документации на новое строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, капитальный ремонт, реставрацию памятников архитектуры, где строительство намечено осуществить с привлечением бюджетных средств, средств предприятий, учреждений и организаций государственной собственности, инвесторская сметная документация составляется в строгом соответствии с требованиями ДБН Д.1.1-1-2000 (с дополнениями и изменениями) к инвесторской сметной документации.

    Имеют место случаи, когда составление сметной документации на реконструкцию или капитальный ремонт, которые намечено осуществить с привлечением бюджетных средств, поручается подрядной строительно-монтажной организации. А эта организация передает на экспертизу сметную документацию, которая составлена для определения Договорной цены, при этом еще и перепутаны все термины: «реконструкция», «капитальный ремонт», «очередь строительства», «пусковой комплекс». А иногда вводятся термины типа «этапы строительства», которые не предусмотрены ДБН Д.1.1-1-2000. Определения, что такое «стройка», «очередь строительства», «пусковой комплекс» приведены в сборнике «Ценообразовании в строительстве» № 1, январь 2012, стр. 65.

  2. Кабинет Министров Украины постановлением от 27.04 2011 № 557 утвердил «Порядок отнесения объектов строительства к IV и V категориям сложности» [Зачитать постановление № 557 от 27.04.2011]. Генпроектировщик (проектировщик) и заказчик обязаны определить класс последствий (ответственности) объекта строительства и категорию его сложности. Класс последствий (ответственности) и категория сложности объекта строительства определяется в соответствии с законодательством, ДБН В.1.1-14-2009 «Общие принципы обеспечения надежности и конструктивной безопасности зданий, сооружений, строительных конструкций и оснований» и ДБН А.2.2-3-2012 «Состав и содержание проектной документации на строительство».

    В сборнике «Ценообразовании в строительстве» № 4, апрель 2012, стр. 4-11, был опубликован «Порядок разработки проектной документации на строительство объектов», утвержденный в редакции приказа Минрегиона Украины от 23.03.2012 № 122 и согласованный в Минюсте Украины 09.04.2012 за № 515/20828. В этом документе (п.1) указано, что главный архитектор проекта (далее – ГАП) это архитектор, который имеет квалификационный сертификат и выполняет работу по архитектурно-объемному проектированию, возглавляет и/или координирует разработку отдельных разделов проектной документации, а главный инженер проекта (далее ГИП) это инженер, который имеет квалификационный сертификат и выполняет работу по инженерно-строительному проектированию, возглавляет и/или координирует разработку отдельных разделов проектной документации.

    При проектировании объектов IV и V категориям сложности могут одновременно назначаться ГАП и ГИП. При этом ведущая роль возлагается на одного из них. Генпроектировщик (проектировщик) определяет распорядительным документом ГАПа для объектов непроизводственного назначения и ГИПа для объектов производственного назначения и линейных объектов инженерно-транспортной инфраструктуры. Проектная документация разрабатывается под руководством ГАПа (ГИПа). Отдельные разделы или части проектной документации разрабатываются соответствующими сертифицированными исполнителями и/или исполнителями, которые не имеют такого сертификата (п.12).

    Этим же документом установлены стадии проектирования в зависимости от категории сложности (п. 11.2).

  3. Порядок утверждения проектов строительства и проведения их экспертизы установлен постановлением Кабинета Министров Украины № 560 от 11.05.2011 и рядом последующих разъяснений Минрегиона Украины.

    Проекты строительства, которые реализуются с привлечением бюджетных всех уровней средств, средств предприятий, учреждений и организаций государственной собственности утверждаются в зависимости от общей сметной стоимости. Кабинетом Министров Украины по представлению центральных органов исполнительной власти по объектам общей сметной стоимостью 100 млн. грн. и больше. Центральными органами исполнительной власти (областные госадминистрации, Киевская и Севастопольская городские госадминистрации) по объектам общей сметной стоимостью от 30 млн. грн. до 100 млн. грн. Предприятиями, учреждениями и организациями государственной собственности по объектам общей сметной стоимостью до 30 млн. грн.

    Экспертиза является завершающим этапом разработки проектов строительства. Экспертизу поводят экспертные организации в независимости от форм собственности. При этом экспертизу проектов строительства, которые реализуются с привлечением бюджетных средств и средств предприятий, учреждений и организаций государственной собственности проводит Государственное предприятие «Госстройекспертиза» и ее филиалы. Центральная служба Государственного предприятия «Госстройекспертиза» проводит экспертизу по объектам общей сметной стоимостью 100 млн. грн. и больше. Филиалы Центральной службы Государственного предприятия «Госстройекспертиза» в областях Украины проводят экспертизу по объектам общей сметной стоимостью до 100 млн. грн. (В отдельных случаях, по разрешению Государственного предприятия «Госстройекспертиза», ее филиалы могут проводить экспертизу по объектам общей сметной стоимостью 100 млн. грн. и больше).

    В связи с тем, что имеют место случаи, когда экспертиза проектов строительства объектов IV - V категории сложности экспертиза осуществляется по отдельному направлению, например, представляется отчет о соответствии проекта строительства строительным нормам, государственным стандартам и правилам только в его архитектурно-планировочной части, Минрегион Украины письмом от 25.05.012 № 7/15-8730 разъясняет.

    Экспертиза проектной документации объектов IV и V категорий сложности должна осуществляться в целом по проекту по всем направлениям в зависимости от назначения объекта с предоставлением соответствующего отчета по вопросам прочности, надежности, долговечности зданий и сооружений, их эксплуатационной безопасности и инженерного обеспечения, санитарного и эпидемиологического благополучия населения, экологии, охраны труда, энергосбережения, пожарной, техногенной, ядерной и радиационной безопасности. Кроме того, для объектов, которые сооружаются с привлечением бюджетных средств, средств предприятий, учреждений и организаций государственной и коммунальной собственности, а также кредитов, предоставленных под государственные гарантии, должна осуществляться экспертиза по вопросам соблюдения требований к сметной части проектной документации. Проведение экспертизы по указанным объектам по отдельным направлениям является нарушением законодательства.

    Экспертиза проектной документации объектов I - III категорий сложности осуществляться по таким направлениям:

    • при сооружении объектов на территориях со сложными инженерно-геологическими и техногенными условиями, и при привлечении бюджетных средств, средств предприятий, учреждений и организаций государственной и коммунальной собственности, а также кредитов, предоставленных под государственные гарантии, - по вопросам прочности, надежности, долговечности зданий и сооружений, их эксплуатационной безопасности и инженерного обеспечения, а также соблюдения требований к сметной части проектной документации. Проведение экспертизы по указанным объектам по отдельным направлениям является нарушением законодательства;

    • при сооружении объектов на территориях с обычными условиями - по вопросам соблюдения требований к сметной части проектной документации. При этом экспертная организация обязана проверить соответствие объемов работ, указанным в сметной документации, принятым проектным решениям (в экспертизу передается проектно-сметная документация в полном объеме).

    • при сооружении объектов на территориях со сложными инженерно-геологическими и техногенными условиями и привлечением негосударственных средств - по вопросам прочности, надежности, долговечности зданий и сооружений, их эксплуатационной безопасности и инженерного обеспечения. Вместе с тем, заказчик или проектная организация могут обращаться к экспертным организациям для подтверждения правильности принятых проектных решений по отдельным разделам проектной документации объектов I - III категорий сложности при их сооружении на территориях с обычными условиями за счет негосударственных средств.

    Постановлением Кабинета Министров Украины № 560 от 11.05.2011 установлены максимальные сроки проведения экспертизы:

    • для объектов, представляющих повышенную ядерную и радиационную опасность, а также тех, по которым проводится оценка их воздействия на окружающую среду – 90 календарных дней;

    • для объектов строительства IV и V категорий сложности – 30 календарных дней;

    • для объектов строительства I-III категорий сложности, которые сооружаются на территориях со сложными инженерно-геологическими и техногенными условиями – 15 календарных дней;

    • сметной части проекта строительства объектов I-III категорий сложности – 15 календарных дней.

    Повторная экспертиза проекта строительства проводится после его корректировки, если это привело к изменению проектных решений, а также в случае, когда это связано с изменением государственных строительных норм и исходных данных для проектирования, в сроки, которые не должны превышать вышеуказанные.

  4. В Минрегион Украины поступают обращения от граждан, учреждений, организаций и предприятий сферы градостроительства об обязательном наличии печати сертифицированного исполнителя отдельных видов работ (услуг), связанных с созданием объектов архитектуры, на титульном листе проекта для принятия его на экспертизу после 01.06.2012 г. Минрегион Украины письмом от 26.06.2012 № 7/17-10487 разъясняет, что в соответствии со ст.19 Закона Украины «Про архітектурну діяльність» выполнение проектных работ по созданию объектов архитектуры не требует наличия у специалистов соответствующего квалификационного сертификата в случае:

    • осуществления специалистами проектных работ под руководством архитектора или иного специалиста, который имеет квалификационный сертификат на выполнение работ соответствующего профиля;

    • разработки проектных материалов, не предусмотренных для реализации (эскизные, поисковые концептуальные и т.п.), предложений относительно возможности и условий застройки любого земельного участка;

    • выполнения работ, связанных с участием в градостроительных и архитектурных конкурсах, если их условиями не предусмотрено иное;

    • проектирование объектов, которые в соответствии с законодательством не требуют регистрации декларации про начало производства строительных работ или получения разрешения на их выполнение.

    В Минрегион Украины поступают обращения от граждан, учреждений, организаций и предприятий сферы градостроительства относительно наличия у инженера-сметчика – разработчика отдельного раздела проектной документации соответствующего квалификационного сертификата, если он разрабатывает указанный раздел под руководством сертифицированного главного архитектора или главного инженера проекта (ГАПа, ГИПа), и сообщает.

    Минрегион Украины письмом от 25.07.2012 № 7/17-12127 (взамен письма от Минрегион Украины письмом от 26.06.2012 № 7/17-10476 ) разъясняет, что в соответствии со ст.19 Закона Украины «Про архітектурну діяльність» выполнение проектных работ по созданию объектов архитектуры не требует наличия у специалистов соответствующего квалификационного сертификата в случае осуществления специалистами проектных работ под руководством архитектора или иного специалиста, который имеет квалификационный сертификат на выполнение работ соответствующего профиля.

    Учитывая то, что смета является составной частью проектной документации и разрабатывается под руководством главного архитектора или главного инженера проекта (ГАПа, ГИПа), которые должны иметь соответствующие квалификационные сертификаты и нести ответственность за надлежащий ее уровень, наличие квалификационного сертификата у разработчика сметной части не является обязательным.

    Вместе с тем, в случае выполнения проектной документации на капитальный ремонт, который предполагается осуществить за счет государственных средств по упрощенной документации, основными составляющими которой являются дефектный акт и смета, наличие у инженера-сметчика соответствующего квалификационного сертификата является обязательным условием.

  5. В соответствии с письмом Минрегина Украины от 04.01.2012 №7/15-75, перед разработкой проектно-сметной документации на капитальный ремонт объектов выполняется их техническое обследование для определения состава и характера работ, которые необходимо выполнить. По результатам технического обследования составляется дефектный акт, в котором отражаются все виды работ, которые необходимо выполнить, с указанием их количества, параметров (количество слоев разбираемого и вновь устраиваемого кровельного покрытия из рулонных материалов, толщина стяжек, бетонных подготовок, утепления, виды и марки кирпича и т.п.). В дефектном акте обязательно отражаются условия выполнения строительных и монтажных работ, коэффициент, учитывающий условия выполнения работ, со ссылкой на нормативный документ (ДБН). Дефектный акт подписывается исполнителями, которые выполняли техническое обследование, и обязательно должен быть утвержден заказчиком.

    Состав проектно-сметной документации на капитальный ремонт устанавливается заданием на проектирование, которое составляет и утверждает заказчик. На основании задания на проектирование разрабатывается соответствующий проект.

    В задании на проектирование, составленном в соответствии с рекомендациями, приведенными в ДБН А.2.2-3-2012, обязательно должна быть ссылка на утвержденный заказчиком дефектный акт, а также требования к инвесторской сметной документации (состав затрат, которые необходимо учесть сводным сметным расчетом стоимости, и состав затрат, которые нецелесообразно учитывать сводным сметным расчетом стоимости, необходимость составления индивидуальных норм и расценок, согласование применения ведомственных ресурсных элементных сметных норм Минпромполитики на отдельные ремонтно-строительные работы).

    При выполнении проектной документации на капитальный ремонт Минрегион Украины письмом от 04.01.2012 №7/15-75 (п.2) разрешил при определении стоимости капитального ремонта на объектах жилья и социальной сферы применение ведомственных ресурсных элементных сметных норм Минпромполитики на отдельные ремонтно-строительные работы, нормы на которые отсутствуют в РЭСНр, при согласовании их применения заказчиком.

    При выполнении упрощенной проектной документации на капитальный ремонт, основными составляющими которой являются дефектный акт и смета, все сметные документы подписываются инженером сметчиком, имеющим соответствующий квалификационный сертификат.

    При составлении проектно-сметной документации на капитальный ремонт следует помнить, что в случае отсутствия в сводном сметном расчете стоимости строительства затрат, которые являются обязательными в соответствии с законодательством, это может привести к довольно большим штрафам (пп.7, 8, ч.2, ст.2 Закона Украины «Про відповідальність за правопорушення у сфері містобудівної діяльності»). Например, затраты на осуществление технического надзора заказчика за строительством.

  6. При определении стоимости капитального ремонта, осуществляемого хозяйственным способом, следует учитывать следующие особенности:

    • сметная прибыль учитывается, если организация планирует ее получить, если не планирует, сметная прибыль не учитывается;

    • средства на административные расходы строительно-монтажной организации не учитываются;

    • общепроизводственные расходы учитываются, с коэффициентом 0,6 к усредненным показателям, рекомендованным Госстроем для определения трудозатрат работников, средства, на заработную плату которых, учитываются в ОП расходах и к средствам на покрытие остальных статей ОП расходов.

    («Ценообразование в строительстве» № 4, апрель 2009, стр. 90, № 8, август 2002, стр. 30, 31, п.4.2.1.4 ДБН Д.1.1-1-2000).

  7. В настоящее время оплата за проведение экспертизы объектов строительства, которое намечено осуществить с привлечением бюджетных средств, средств предприятий, учреждений и организаций государственной и коммунальной собственности, а также кредитов, предоставленных под государственные гарантии, выполняется в соответствии с приложением 10 Изменения № 7 к ДБН Д.1.1-7-2000. В 2013 года оплату за проведение экспертизы объектов строительства предполагается изменить в сторону увеличения по всем трем видам проведения экспертизы (экспертиза по всем направлениям, экспертиза по прочности, надежности, долговечности…, экспертиза сметной части проекта).

    Примечание:

    У відповідності з п.4 наказу Мінрегіонбуду України від 16.05.2011 р. № 45 «Порядок розроблення проектної документації на будівництво об’єктів» інвесторська кошторисна документація повинна бути розроблена на підставі завдання на розробку (складання) кошторисної документації, затвердженого замовником. В завданні на розробку інвесторської кошторисної слід вказати: підставу для розробки кошторисної документації; джерело фінансування; стадійність проектування; перелік (склад) вихідних документів, виданих органами місцевої влади та замовником; вимоги до інвесторської кошторисної документації, яка буде розроблюватись (перелік витрат і коштів, які слід враховувати у зведеному кошторисному розрахунку вартості, та які не слід враховувати (з обґрунтуванням цього рішення).

    Локальні кошториси розробляються на підставі креслень специфікацій і інших матеріалів до робочого проекту (проекту). В разі їх відсутності (зокрема при капітальному ремонті), об’єми робіт, які враховані при розробці інвесторської кошторисної документації і які намічено виконати, приймаються на підставі дефектних актів, затверджених замовником.

    Ціни на матеріально-технічні ресурси та устаткування, які прийняті при розробці інвесторської кошторисної документації, узгоджуються замовником (узгоджуються відомості матеріально-технічних ресурсів до локальних кошторисів).

    Склад та зміст інвесторської кошторисної документації визначається ДБН Д.1.1-1-2000 (з урахуванням доповнень і змін) «Правила визначення вартості будівництва», ДБН Д.1.1-7-2000 «Правила визначення вартості проектно-вишукувальних робіт для будівництва…» та іншими державними будівельними нормами.

    При розробці локальних кошторисів інвесторської кошторисної документації слід не забувати, що всі ресурсні елементні кошторисні норми розроблені для визначення вартості виконання робіт в усереднених умовах. І ці норми обов’язкові для використання при визначенні вартості будівництва, яке споруджується за рахунок бюджетних коштів і коштів державних та комунальних підприємств, установ та організацій.

    У зв’язку з цим, при застосуванні розцінок Збірників ресурсних елементних кошторисних норм, виключати або змінювати нормативні витрати на трудові і матеріально-технічні ресурси, зокрема на експлуатацію будівельних машин, не можна.

    При відсутності розцінок у Збірниках ресурсних елементних кошторисних норм, розробляються індивідуальні норми і розцінки, які затверджуються замовником для застосування на даній будові.



Пресс-центр компании «Computer Logic Group»


Версия для печатиВерсия для печати | 19.12.2012, 12:54:00


Новини
 
Зміна №1 до СОУ 40.1-00130044-605:2014
Оновлення кошторисної нормативної бази для програми Кошторис 8
 
Оновлення документiв ІДС БУДСТАНДАРТ. Версія бази 269 від 16.04.2024
До нормативної бази було додано 205 нових документів, актуалізовано тексти 12 документів.
 
Оновлення програми Кошторис 8.1, редакція від 08.04.2024
У вікні «Будови» додано можливість завантажувати архіви договірної ціни (розширення файлу «btkd»). У вікні «Тарифні сітки» відображається позначка «зелений ромб» напроти тарифних сіток...
 
Оновлення документiв ІДС БУДСТАНДАРТ. Версія бази 268 від 03.04.2024
До нормативної бази було додано 240 нових документів, актуалізовано тексти 11 документів.